История

Появление Ионинской обители предсказал прп. Феофил Киевский (†1853), проезжавший однажды через ее будущую территорию. Труды по ее созиданию выпали на долю прп. Ионы Киевского, в миру Иоанна Мирошниченко. Уро­женец Крюковского предместья г. Кременчуга, он в детстве неоднократно удостаивался восхищений в Горний мир, где был извещен о том, что избран для совер­шения одного из великих дел милосердия Божия на земле.

В возрасте ок. 20-ти лет Иоанн поклонился ки­евским святыням и по указанию Пресвятой Богородицы отправился к прп. Серафиму Саровскому. Через старца Серафима Божия Матерь открыла Иоанну будущее и направила его в Брянскую Белобережскую пустынь. Здесь послушник принял монашество с именем Ионы. Когда приблизилось время исполнения прп. Ионой определенного ему особого подвига, иноку трижды являлась Пречистая Богородица, призывая его идти в Киев и основать новый монастырь (на месте, которое будет указано огненным столпом). Укрепляя подвижника перед новыми трудами, Спаситель в видении показал ему Свои раны.

В ожидании обещанного знамения, прп. Иона жил в разных киевских монастырях. В период пребывания в Греческом Свято-Екатерининском монастыре, он принял рукоположение в иеромонаха и стал духовником многих киевлян. В новых видениях Спаситель и Божия Матерь открыли подвижнику, что ему предстоит послужить для спасения множества душ. Через живущих в миру духовных чад прп. Иона начал приобретать участки на рубежах Выдубичей и Зверинца – там, где один из его монашествующих учеников видел огненный столп от земли до неба. Поселив здесь первую свою братию, прп. Иона перешел жить в ближайший Выдубицкий монастырь, чтобы оттуда руководить обустройством новой обители. 1 марта 1861 г. и 9 марта 1862 г. Пречистая Богородица являлась о. Ионе на склонах Выдубичей. В первое из этих явлений Она говори­ла: «Иноки многи имуть быти зде, и излие Господь Бог Сын Мой благодать месту сему и живущим на месте сем. И Моя благодать имать быти с ними зде во векиМногие придут и приползут разного рода и племени, целы и полуцелы, уязвленные, отягченные сном, дремлющие, рас­слабленные, обременены и удручены тягостию от самих себя и от исконного врага; вся и всея оныя приемли и послужи, и да не презриши кого – Божии бо суть вся сии. И Аз не престану посещать место сие, живущих и ползущих на место сие. Господь Бог Сын Мой и Аз послужим всегда ко утешению и спа­сению их всех».

Супруга Киевского генерал-губернатора и духовная дочь прп. Ионы княгиня Екатерина Васильчикова пожертвовала в пользу новой обители часть своих имений и подала императору Александру II ходатайство об утверждении устава монастыря. Собрав приближенных на совет, государь высказа­лся «за», но между остальными разгорелся спор. Раздосадованный император вышел в сад, где тут же едва не погиб от рук террориста Дмитрия Каракозова. На следующий день, в том же ближнем кругу, самодержец сказал оппонентам Васильчиковой: «А что, господа, монастыря не надо? А я верю, что Господь Бог и Божия Матерь спасли мне жизнь молитвами того монас­тыря!» Одобренный государем устав (5 апр. 1866 г.) предусматривал организацию жизни обители на началах строгого общежития, с содержанием при монастыре приюта со школой для сирот и странноприимного дома с больницей для бедных.

Иноки и посещавшие обитель богомольцы не раз были утешаемы видениями, которые свидетельствовали, что Пресвятая Богородица хранит и непрестанно посещает Свято-Троицкую обитель. Прп. Иона стал известен по всей Российской империи. За свою дол­гую многотрудную земную жизнь старец сподобился многих чудесных откровений, даров прозорливости и исцелений (известен даже случай избавления от холеры одного мусульманского аула, житель которого с верой отправил к о. Ионе телеграмму). Исцеления по молитве прп. Ионы совершались и после его кончины (†9 янв. 1902 г.). Усопший старец являлся многим знавшим его.

При земной жизни прп. Ионы некоторые из его видений были зарисованы по рассказам старца. Одна из зарисовок изображала следующее: «Фон – море огня и дыма окутало всю местность. Уцелела часть (угол) обители, расположенный на возвышенном берегу. Над этой обителью Спаситель в воздухе распростер Свои Пречистые длани». Пророчество сбылось 6 июня 1918 г.: при чудовищном взрыве артиллерийских складов на Зверинце монастырь утратил многие свои строения, но Господь сохранил главное – расположенный на мысу каменный храм Св. Троицы.

На рубеже 20-30-х гг. ХХ в. обитель упразднили. В сер. 1930-х гг. на окружающей храм территории был учрежден ботанический сад, основные работы по планировке и насаждению которого развернулись после Великой Отечественной войны. Сад уберег монастырскую усадьбу от городской застройки (хотя в 1960-х гг. существовал проект перестройки самого храма Св.Троицы, к счастью – неосуществленный). В 1941-1945 гг. монастырская община временно возобновила свою деятельность. Нынешнее возрождение обители восходит к нач. 1990-х гг. Первые труды по возобновлению регулярных богослужений, ремонту и реставрации храма, братия несла под руководством архимандрита Агапита (Бевцика) – ныне архиеп. Могилев-Подольского и Шаргородского. С 1999 г. управление монастырем принял архимандрит Иона (Черепанов), с 2011 г. – епископ Обуховский, викарий Киевской Митрополии. За последние годы обитель стала одним из самых известных миссионерских центров Украинской Православной Церкви. Здесь реализуются многие просветительные и благотворительные проекты, в рамках которых монастырь осуществляет тесное и разностороннее соработничество с молодежью (с 2010 г. владыка Иона является председателем Синодального отдела по делам молодежи УПЦ). Все то, что в жизни обители направлено на заботу о ближнем, имеет руководством слова Пресвятой Богородицы, сказанные прп. Ионе: «Вся и всея оныя приемли и послужи, и да не презриши кого – Божии бо суть вся сии».